Район Маяковской: от тихих Патриков до шумной Триумфальной
Если попросить любого москвича назвать основные ассоциации с районом Маяковской, они будут очень разными: кто-то вспомнит обновленную Триумфальную площадь, другие назовут гостиницу «Пекин», среди ответов обязательно встретятся Патриаршие пруды и Театр Сатиры. Район насыщен самыми знаковыми для москвичей объектами на любой вкус, а его главная «фишка» – разнообразие.
Если попросить любого москвича назвать основные ассоциации с районом Маяковской, они будут очень разными: кто-то вспомнит обновленную Триумфальную площадь, другие назовут гостиницу «Пекин», среди ответов обязательно встретятся Патриаршие пруды и Театр Сатиры. Район насыщен самыми знаковыми для москвичей объектами на любой вкус, а его главная «фишка» – разнообразие.
Гармония контрастов
Зона вокруг станции метро «Маяковская» объединяет части двух административных районов – Пресненского и Тверского. Это достаточно разнообразный район, однако во многом именно контрасты создают его общность. Взять хотя бы застройку района. Здесь есть чудом уцелевшие во время пожара 1812 года деревянные дома (например, усадьба Сытина в Сытинском переулке), монументальные строения в стиле сталинского ампира, окружающие Триумфальную площадь, Садовое кольцо и Тверскую улицу, дореволюционные постройки в районе Патриарших прудов и Малой Дмитровки, новые современные проекты.
Стилистическое разнообразие дает больше свободы в действиях современным девелоперам и архитекторам: им уже не нужно «заделывать» свои проекты под классику, другие стили тоже смотрятся гармонично. «На стадии разработки проектов мы всегда стараемся их вписать в среду, - говорит Леонид Капров, старший вице-президент, коммерческий директор «Галс-Девелопмент ». – Например, при строительстве «Театрального дома» на Поварской нашей задачей было сохранение и реставрация исторических фасадов здания, которые во многом определили архитектуру всего комплекса в целом. Здесь же мы попали в иное окружение: наш проект «Сады Пекина» в районе Маяковской примыкает к гостинице Пекин – это самое заметное здание района, его архитектурная доминанта и одно из наиболее узнаваемых сооружений во всем городе, построенных в стиле сталинского ампира. Поэтому для «Садов Пекина» мы выбрали более спокойные и нейтральные фасады, гармонично продолжающие локальную архитектуру района».
Гостница «Пекин» и комплекс элитных апартаментов «Сады Пекина»
Главный архитектор «Арх-Консалт» Георгий Лунев говорит, что при создании проекта «Садов Пекина» специалисты отталкивались от названия и от окружения. «Мы понимали, что в этом месте проектировать условную «китайскую пагоду» было бы странно. Поэтому тема Китая в нем звучит очень тонко – в отдельных стилизованных элементах и орнаментах на фасадах. С другой стороны, нецелесообразным представлялось и соревнование с архитектором гостиницы «Пекин» Дмитрием Чечулиным, городу не нужно второе такое же здание, - рассказывает архитектор. - Поэтому мы решили спроектировать современный и стилистически сдержанный проект, который бы не спорил со знаменитой гостиницей. При этом в нем есть отголоски сталинской архитектуры – брутальные пилоны и пилястры. В результате нам удалось создать современный проект, который в то же время гармонично вписывается в окружающую историческую застройку».
Гармония контрастов наблюдается не только во «внешности», но и в «содержании» района: его общей атмосфере, городских пространствах, инфраструктурной насыщенности. На участке района внутри Садового кольца расположено сразу несколько театров: Театр Сатиры, Театр им. Моссовета, Театр Мост. Также к метро примыкает Концертный зал П.И. Чайковского. Изобилие культурных заведений придает району определенный собственный колорит: «Он в полной мере считается районом интеллигенции, деятелей культуры и искусства, - отмечает директор департамента городской недвижимости компании Blackwood Анна Вепринцева. - Современные жители района, скорее всего, более относят себя к сообществу жителей Патриарших прудов, примыкающих к району Маяковской: это подразумевает и определенный статус, и принадлежность к сфере культуры и искусства, и особый стиль жизни – преимущественно это семьи с детьми, а также люди старшего возраста». С другой стороны, даже сами Патрики – это не только тихое место для интеллигентных семей, но и один из самых модных и тусовочных районов.
С «городскими джунглями» в районе соседствуют зеленые островки. «В этом районе есть очень уютное и родное для меня место – Сад Эрмитаж. Это камерный парк с беседками, клумбами, театром, эстрадой, кофейнями и павильонами – излюбленное место отдыха жителей района. Интересно, что один из самых первых киносеансов в России случился именно здесь», - отмечает Кристина Томилина, директор департамента городской недвижимости Savills в России. В пешей доступности от метро Маяковская также находятся другие популярные места для прогулок – Тверской и Страстной бульвары.
«Сад-эрмитаж» // Wikimedia @ Павел Котов
Монументальный центр
Наша точка отсчета – станция метро Маяковская – является не только номинальным, но и реальным центром района. Она расположена на пересечении двух самых крупных улиц в этой зоне: Садового кольца и Тверской (которая затем переходит в 1-ю Тверскую-Ямскую).
Сама станция метро – памятник истории и одна из важнейших достопримечательностей Москвы. Культурная значимость станции признана не только в России – проект получил Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году (станция была открыта в сентябре 1938 года). «Маяковкая» построена в стиле сталинского нео-классицизма с элементами ар-деко. Ее спроектировал архитектор Алексей Душкин, известный работой над многими другими станциями метро (в том числе «Площадь революции», «Автозаводская», «Новослободская»). Ниши под светильники украшены мозаиками по эскизам известного советского художника Александра Дейнеки. Интересно, что станцию критиковали из-за того, что изначально в ней не было ничего, связанного с именем Владимира Маяковского. Лишь в конце 1950-х был установлен его бюст, а в 2005 году открылся новый вестибюль, который украшают мозаичные панно с цитатами из стихотворений поэта.
Станция метро «Маяковкая» // Wikimedia @ A.Savin
«Район вблизи ст.м. «Маяковская» характеризуется высочайшей концентрацией исторических и культурных объектов – это главная визитная карточка данной локации, при этом сам южный вестибюль станции встроен в здание Концертного зала им. П.И. Чайковского, которое является главной концертной площадкой Московской филармонии. Поэтому и аура у территорий, прилегающих к станции, особенная, культурно-просветительская», - полагает Ольга Кузина, руководитель службы консалтинга и исследований рынка компании Welhome.
Там же находится одно из важнейших прогулочных пространств района – Триумфальная площадь с памятником Маяковскому. Триумфальная арка здесь когда-то была, даже не одна: за XVIII век успели построить пять арок. Естественно, они существовали не единовременно, просто из-за частых пожаров приходилось строить новые. Затем арки в честь военных побед стали строить в других местах Москвы, но за площадью сохранилось название «Триумфальная». До первой трети XX века здесь существовал сквер, однако в 1930-х годах площадь была полностью заасфальтирована. Холодная, пустынная площадь на пересечении Садового кольца и Тверской улицы долгое время не была комфортным пространством для прогулок. Ситуация изменилась только в 2010-х годах. После реконструкции площадь стала одним из любимых мест встреч москвичей: с лавочками, качелями, пешеходной зоной и приятной атмосферой. В этом году реконструкция ожидает и саму Тверскую улицу: как и на более близком к Кремлю участке, тротуары станут шире, будут высажены деревья и установлены скамейки.
Аура Патриков
Стоит отойти лишь немного от шумных центральных улиц, и вы попадаете в совершенно другую Москву. Здесь находятся Патриаршие пруды – одно из самых культовых мест не только в районе, но и в целом в Москве. «Это настоящая Москва, тот самый «тихий центр», который искала советская элита и который сегодня востребован у истеблишмента, - говорит Ирина Могилатова, генеральный директор агентства Tweed. - Большую часть строений в районе Патриарших прудов составляют дома старой застройки. Очень привлекательно выглядят фасадные особняки – бывшие доходные дома дореволюционной постройки».
Раньше прудов было несколько – в них разводили рыбу в Патриаршей слободе, чтобы подавать ее к столу патриарха. Однако Петр I отменил институт патриаршества, заменив его на Священный синод, слобода пришла в упадок, пруды заболотились. В XIX веке было принято зарыть пруды, оставив один декоративный, а вокруг разбить сквер. Примерно в таком виде пруд существует до сих пор, однако название исторически сохранилось во множественном числе – Патриаршие пруды.
Патриаршие пруды // Wikimedia @ Foma
В дореволюционные времена на Патриарших жили промышленники и состоятельные люди, которые держали доходные дома. После революции район сохранил привилегированность. В частности, на пруду, который в то время сменил название на «Пионерский», для военной «верхушки» был построен знаменитый дом со львами.
Сейчас район Патриков весьма разнообразен. «Здесь старая историческая застройка (есть даже уцелевшее с 14 века, но в основном это дома, построенные после пожаров) гармонично сочетается с модерном, конструктивизмом и домами, построенными в других стилях (и венецианский, и нео-готический) в начале ХХ века», - говорит генеральный директор агентства недвижимости «Мезон» Екатерина Бонч-Бруевич. В целом Патриаршие – это отдельный кластер с особой атмосферой. «Аура Патриарших – это и история, и пруд с катком, и дома Шехтеля, и Булгаков, и гармоничное сочетание абсолютно жилого старомосковского места с самым модным тусовочным пространством», - подчеркивает эксперт.
Москва Булгакова
Район рядом с Маяковской – то, что главным образом ассоциируется с Булгаковской Москвой. Конечно, действие романов Булгакова разворачивалось во многих уголках столицы, но в первую очередь большинству читателей вспоминается «нехорошая квартира» и начало романа «Мастер и Маргарита» на Патриарших прудах, где после встречи с Воландом погиб под колесами трамвая писатель Берлиоз. «Кстати, до сих пор остается загадкой, ходили ли вообще трамваи по Патриаршим прудам, - отмечает москвовед Александр Усольцев, редактор проекта «Прогулки по Москве». - На старых транспортных схемах Москвы ближайшие пассажирские трамвайные пути были проложены по Садовому кольцу, однако поклонники творчества Булгакова разыскали планы, согласно которым к прудам планировали провести линию».
Прототипом знаменитой «нехорошей квартиры», в которой остановился Воланд и его свита, стала вполне реальная квартира в этом районе - №50 в доме на Большой Садовой, 10. Сейчас в нее водят экскурсии, а все стены в подъезде разрисованы поклонниками романа.
Знак на Патриарших прудах // Wikimedia @ Dima
Новый замес
Беспорядочная застройка 1990-х и начала 2000-х не обошла стороной и район Маяковской. Но из-за исторически сложившегося разнообразия застройки здесь даже не самые удачные представители современной архитектуры не так режут глаз. Так, знаменитый дом «Патриарх» на Малой Бронной, который не раз признавался одним из самых уродливых зданий Москвы, здесь смотрится приемлемо. «Сначала дом был воспринят жителями негативно, а сейчас обжился-обтерся и кажется, как всегда был, а башня Татлина наверху, светящаяся в темноте, очень оживляет пейзаж», - считает Екатерина Бонч-Бруевич.
Сейчас в районе строятся куда более стилистически продуманные здания, но опять же очень разнообразные. Например, «Резиденция Тверская» - это хай-тек, комплекс «У Патриарших» построен в стиле арт-деко, а в «Клубном доме на Малой Бронной, 26» сохранен исторический фасад. «Стилистическое многообразие района – это вызов для девелоперов и архитекторов. В борьбе за покупателя важно создать не только яркий с точки зрения архитектуры проект, но и найти нестандартные решения, которые выделят его на фоне конкурентов, - говорит Леонид Капров. - Например, в «Садах Пекина» - это зеленые крыши, почти уникальное для Москвы решение».
По словам архитектора Георгия Лунева, очень важен аккуратный и интеллигентный подход при проектировании новых домов в этой локации. «Это исторический район с устоявшейся застройкой, поэтому необходимо вписаться в существующую стилистику и не навредить ей, чтобы новые здания выглядели не «инородно», а сдержанно и достойно», - резюмирует эксперт.